Область использования витражей

Витражи в интерьере преображают пространство, делают его праздничным, изысканным и воспринимаются, как элемент роскоши. Витражные окна, светильники, перегородки — источники непостижимой магии. Цветные блики разбегаются по стенам, играют на стеклянных поверхностях, придают интерьеру возвышенность и неповторимость.

Витражи являются настоящим произведением искусства и могут украсить любое помещение, предмет мебели, двери, окна, потолки, декоративные перегородки и многое другое.

Витражи в окнах лучше всего смотрятся в гостиной и спальне. Они позволяют не только изменить неприглядный вид за окном, но и создают чарующую сказочную атмосферу.

Для окон, расположенных на южной стороне, подойдут насыщенные стекла с темным оттенком, так как витраж отчасти вбирает свет. Для северной стороны предпочтительнее выбирать витраж с преобладанием светлых цветов.

Витражные вставки в дверях превращают дверь в художественное произведение. Они могут быть выбраны в самом разнообразном стиле – от строгих геометрических узоров до пейзажей, писанных яркими красками.
Витражи для оформления потолка придают эффектный и богатый вид помещению, особенно, если за стеклом расположены светильники. Они крепятся на стальной профиль, поэтому является прочной и совершенно безопасной конструкцией.
Витражные перегородки, благодаря разнообразию стилей, вносят дополнение в интерьер и позволяют оптимально использовать пространство, зонировать его на отдельные территории.

Витражи тиффани

Витраж-тиффани (след. слева направо поз.) – это уже самый настоящий, полноценный витраж из стеклянных смальт. Отличие от классики только в том, что переплет изготавливается не из литых или кованых желобков, а формируется прямо по торцу смальты из металлической паяющейся фольги (фолии), которую в Средние Века делать еще не умели. При использовании латунной фольги, твердых легкоплавких припоев (которых в старину тоже не было) и полуактивных флюсов тиффани получается вполне прочным. Он пойдет и как витраж на окно, в т.ч. распашное или французское, и в дверь. Техника тиффани позволяет «витражить» объемные прямоугольные и криволинейные конструкции. Для этого боковые грани смальт выполняются скошенными под 45 градусов или под требуемым по кривизне углом. Промышленного оборудования для этого не требуется. Технику тиффани мы также разберем далее.

Тиффани – складывается из обточенных стеклышек, каждое из которых заворачивается в медную ленту. Затем детали спаиваются друг с другом. Стиль Тиффани позволяет создавать объемные рисунки разных форм.

Расписные витражи

Технология декорирования стеклянных поверхностей в технике витражной росписи характеризуется отсутствием каких-либо объемных контуров, имитирующих свинцовые/латунные ленты витражей. Эскиз будущего изображения наносится на специальным образом подготовленное стекло и расписывается витражными красками. Витражи, созданные по этой технологии, часто называют стеклянными картинами или картинами на стекле.

Работа осуществляется поэтапно и начинается с прорисовки на бумаге эскиза в натуральную величину. Если результат удовлетворяет клиента, то начинается непосредственное изготовление витража. Основу картины – стеклянную поверхность – тщательно очищают от загрязнений: пыли или механических частиц. Затем стекло обезжиривается спиртом или спиртосодержащей жидкостью для улучшения адгезии («прилипания») витражных красок.

Следующий этап работы начинается с переноса контуров эскиза на лицевую поверхность основы при помощи специального маркера для стекла. Если основа непрозрачна (зеркало), то художник рисует изображение непосредственно на ней. После этого рисунок вручную закрашивается витражными красками, которые наносятся равномерно, без «грубых» мазков. Завершается изготовление картины на стекле этапом фиксации красок. Происходит это двумя способами: путем естественного их высыхания или при обжиге изделия в печи. Дополнительно на рисунок, в целях защиты от механических повреждений, может наноситься лак или наклеиваться пленка. Выбор метода фиксации зависит только от типа витражных красок.

Роспись по стеклу, цены которой могут варьироваться в зависимости от мастерства художника, можно сравнить с картиной, нарисованной на холсте. Как и любую рукотворную вещь, витражную роспись нельзя оценивать только исходя из затраченных материалов. Ведь покупая картину, Вы не оцениваете ее из расчета стоимости холста и красок. Вы покупаете творение мастера, который вложил в него свое сердце и душу. Создавая прозрачные светящиеся картины, наши художники вкладывают в них свое видение, мечты, стремления, в общем, частичку себя. Поэтому при формировании стоимости витражной росписи учитываются следующие факторы:

  • мастерство художника
  • сложность рисунка (естественно, чем проще рисунок, тем дешевле будет стоить расписной витраж)
  • качество, количество и разнообразие используемых красок
  • термообработка красок (если витраж расписывался специальными силикатными красками, которые закрепляются обжигом)
  • площадь поверхности, на которой будет производиться роспись

Роспись по стеклу, стоимость которой, в зависимости от всех вышеперечисленных факторов, начинается от 15 000 руб. за 1 кв.м., включает в себя только расходные материалы и непосредственную работу по созданию картины. Сроки изготовления витражной росписи – от 3 дней. При необходимости, за дополнительную плату, возможна разработка эскизов доставка и монтаж расписного витража.

Фьюзинговый витраж, или витраж-фьюжн (от англ. fuse – плавить, плавиться; последняя поз.) изготавливается из разогретых до размягчения (300-1200 градусов, в зависимости от сорта стекла) смальт, выложенных по трафарету на жаростойкую плоскость. Весь набор прокатывается, благодаря чему получаются плавные переходы цветов, что в прочих витражных техниках недостижимо. Фьюжн – высший пилотаж витражного искусства. Даже при изготовлении роботами в промышленных условиях вследствие прокатки каждое изделие уникально. Большие витражи-фьюжн стоят огромных денег; правда, с развитием роботизации цены неуклонно падают, здесь, как говорится, на два круга, впереди всего мира идет Китай. Сама же техника фьюжн известна издревле; именно по ней изготавливались и изготавливаются смальты с лицами и т.п. для классических витражей.

Существует два вида данной технологии:

  • при полном фьюзинге все элементы витражного полотна оплавляются полностью, в результате получается гладкая поверхность;
  • полуфьюзинг – на стекле-основе кусочки стекла расплавлены лишь слегка, не теряя объема и оставаясь выпуклыми.

В зависимости от фантазии художника вплавленные кусочки стекла имеют как четкие очертания, так и смешиваются в самых различных вариациях самым причудливым образом, причем даже работы одного мастера всегда будут раз за разом отличаться. Существует множество разновидностей фьюзинга: полировка, драпирование, слампинг, литье фритты, гребенка, литье, Пате де Вэр и др. К примеру, при гравировке стекло дополнительно украшается удалением отдельных частей рисунка. Гребенка – техника, при которой витражное полотно «прочесывается» с помощью специальных инструментов. Пате де Вэр – это уникальный способ отливки изделий в специальных формах. Если же в заготовку добавляется сода, то при спекании витраж покрывается мельчайшими пузырьками или капельками.

Для создания изделий в технике фьюзинг могут использоваться следующие материалы:

  • Фритта – измельченное или дробленое стекло; может применяться как в качестве материала для отливки, так и для украшения изделий.
     
  • Галька – стеклянные капли размером 3-30 мм; имеет плоскую форму с одной стороны, что позволяет надежно приклеивать каплю к стеклу-основе.
     
  • Стержни и стрингеры – пруты или нити из стекла с диаметром 13-15 мм (5-8 мм соответственно), могут быть одноцветными или многоцветными, полыми или полными.
     
  • Блоки, чипсы (конфетти) – тончайшие пластинки из стекла до 0,5 мм с шириной 20 мм.
     
  • Фольга – металлическая «бумага» толщиной 0,001-0,5 мм, которая вплавляется в стекло.
     
  • Лапша – тончайшие стеклянные полоски с толщиной 11 мм и шириной 5 мм, которые приклеиваются на стеклянное полотно специальным клеем на органической основе.

Для получения качественных высокопрочных изделий обязательно учитывается совместимость материалов, поскольку различные марки стекла в зависимости от химического состава могут иметь разный коэффициент расширения (КТР) – степень изменения размеров стекла при нагревании.

Пленочные витражи

Техника изготовления пленочных витражей, по сравнению с остальными витражными технологиями, является одной из наименее затратных в денежном отношении. Несмотря на это, для изготовления пленочных витражей на должном уровне необходимы только высококачественные исходные материалы. В нашей витражной мастерской преимущественно используются самоклеющиеся лавсановые полимерные пленки и самоклеющиеся свинцовые ленты английской фирмы Decra Led.

В каталоге товаров этой фирмы представлены около одной тысячи типов витражной пленки, различающихся между собой по цвету и фактуре, а также – более пятидесяти видов разноцветных самоклеющихся свинцовых лент. Все материалы, производящиеся компанией, отвечают самому высокому стандарту качества/

Английские полимерные пленки не боятся воздействия прямого солнечного света (не выцветают), так как имеют защитный слой, предохраняющий их от ультрафиолетовых лучей. Пленки можно протирать от пыли и грязи, хорошо отжатой влажной губкой, однако на витраж нельзя лить воду или погружать его в жидкость: тонкий слой клея может раствориться. Наряду с этим компанией выпускаются инструменты, необходимые для изготовления пленочных витражей, а также фацетные элементы (бевели).

Бевели, необходимые нашей студии дизайна для изготовления витражей, производятся в собственном стекольном цеху (особо сложной формы и дизайнерские изделия) либо заказываются на фабрике (фацеты простой формы).

Для изготовления бевелей используется толстое витражное (прозрачное или цветное) стекло лучших марок. Выбор фацетов для каждой композиции зависит от художественного решения дизайнера и личного пожелания заказчика.

Изготовление пленочных витражей представляет собою последовательный процесс, складывающийся из следующих этапов: 

  • выбора понравившегося изображения заказчиком;
  • изготовления шаблона витража в соответствии с утвержденным рисунком;
  • очистка стеклянной основы витража от пыли и ее обезжиривание при помощи специального средства;
  • размещение шаблона витража под горизонтально размещенной основой;
  • из разноцветных пленок, помещенных на лицевую сторону основу, вырезаются элементы изображения в соответствии с шаблоном витража;
  • с тыльной стороны пленки снимается защитный бумажный слой, а саму ее смачивают водой;
  • подготовленные элементы рисунка наклеиваются на стеклянную основу соответственно эскизу;
  • пленка выравнивается при помощи резинового валика и специального отжима для удаления излишков воды;
  • каждый элемент изображения обрезается и выравнивается по контуру, и между составными частями рисунка обязательно оставляются зазоры;
  • в соответствии с эскизом витража на свободную поверхность стекла в зазорах наклеиваются бевели при помощи ультрафиолетового клея, которые впоследствии фиксируются свинцовой лентой;
  • по ходу зазоров наклеивается свинцовая лента, одновременно прикрывая пленку и стекло, тщательно фиксируя ее при помощи резиновых валика и отжима;
  • излишки свинцового профиля обрезаются по линиям рисунка;
  • на последнем этапе свинцовая лента протирается оксидирующей жидкостью, которая придает ей соответствующий цвет.

Классические витражи

Процесс производства классического витража состоит из нескольких стадий. Первоначально создается эскиз орнамента. Далее по его шаблону изготавливается П-образный профиль, после чего вырезаются детали из цветного стекла. Каждый стеклянный элемент обрамляется латунной, алюминиевой или медной протяжкой и припаивается к другим деталям витража. Таким образом, получается Н-образный профиль, соединяющий все фрагменты, а шов пайки становится невидимым.

Если в декоративную композицию необходимо вставить более сложный узор или мелкие компоненты, которые не позволяет применить классический витраж, тогда используется техника росписи. Рисунок наносится на отдельный фрагмент или цельный кусок витража специальными красками. После обжига в печи краска спекается со стеклом, образуя иллюзию объема и узорчатый рельеф стекла. В течение всего срока эксплуатации витражного изделия такая краска не сотрется и не потускнеет.

Чтобы витражная картинка площадью более одного квадратного метра была более прочной, в процессе создания она делится на отдельные секции.

В настоящее время художественный классический витраж широко используется для декорирования предметов интерьера и заполнения различных проемов:

Применение витража

Функциональность классического витража

Окно

высокохудожественное мозаичное полотно скрывает унылый пейзаж за окном и защищает помещение от яркого солнечного света

Подвесные потолки

витражное произведение на потолке увеличивает пространство, придает большую выразительность, создает эффект «воздушности» и заменяет люстру

Дверь, входные группы

двери с разноцветной композицией являются самостоятельным элементом декора, кроме того, они оживляют интерьер помещения, создавая яркий акцент в убранстве

Интерьерные перегородки

витражные перегородки участвуют в зонировании помещения и создании иллюзии нового пространства в помещении, кроме того, выполняют роль «картины» и скрывают технологические проемы

Мебельные фасады

классический витраж в фасадах придает оригинальности предметам мебели и окружающей площади

Панно

«стеклянная картина» с подсветкой преобразует мрачный коридор, холл или прихожую в светлую и уютную галерею

Светильники

благодаря мягкому рассеиванию света являются отличным вариантом для ночников и плафонов для спален

Существуют также заливные, росписные, фацетные, 3D, фотопечать и другие техники выполнения витражей

Стоимость витражей в различных техниках

Техника

Стоимость
за 1 кв.м.

Классическая техника

от 30 000 руб.

Техника Тиффани

от 25 000 руб.

Фацетный витраж

от 35 000 руб.

Фьюзинг

от 30 000 руб.

Роспись по стеклу

от 5 000 руб.

Пленочная техника

от 10 000 руб.

Заливная техника

от 15 000 руб.